ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

 

Этот немудреный рекламный слоган как нельзя лучше подходит к теме будущего России, ибо то, что сегодня представляется в качестве свершившегося факта (утверждение господства частного предпринимательства), на самом деле суть пролог к куда более интересному продолжению.

 

Меня всегда удивляла принципиальная некомпетентность власть предержащих в вопросах будущего страны, в бразды правления которой они намертво впились. Чтобы видеть верх совершенства в капитализме, демонстрируемом так называемыми разными странами, надо быть либо слепым, либо материально заинтересованным. Скорее всего, в нашем случае мы имеем дело и с тем, и с другим.

 

С другой стороны, начисто отрицать позитив социализма не менее глупо – его весьма ощутимое превосходство над широким спектром свойств бандитского, да и развитого тоже, капитализма, что называется, самоочевидно. Противоположная крайность, безудержная апологетика советского партийно-чиновничьего диктата, столь же убога и примитивна.

 

Когда подобный фанатизм и односторонность встречается в среде людей, далеких от политики, это хоть и тревожно, но не представляет непосредственной опасности будущего общества. Если же слепотой поражены капитан и команда корабля, продвигающегося среди рифов и скал в условиях усиливающегося шторма, то речь идет не просто об их профессиональной непригодности – надо бить набат о более чем реальной угрозе существованию страны и будущему ее населения.

 

Это тем более актуально в условиях нарастающего кризиса господствующей модели общественного устройства, связываемой с несколько странным термином «глобализм» (соответственно на противостоящую ему концепцию навешивается еще более бессодержательный ярлык антиглобализма). Речь же идет о кризисе рыночного фундаментализма, начальный период становления которого весьма точно был описан Карлом Марксом, завершающий же получил свое наилучшее представление, равно как и точное наименование, в трудах Джорджа Сороса.

 

Соответственно и антиглобализм, как глобальное по своей сути общественное движение, является вполне закономерной реакцией на безумия рыночных фундаменталистов, апофеозом которого может стать агрессия папаш мировой демократии с берегов Потомака.

 

Каким образом наши глупые и бессовестные СМИ подают движение антиглобалистов? Как своего рода апгрейд футбольных фанатов и бритоголовых, которые за деньги готовы громить все, что угодно, и везде, где угодно. Понятное дело, уши подобного представления растут из коридоров власти. Соответственно и здесь надо разбираться, идет ли речь о глупости или о злонамеренности? В любом случае – о принципиальной некомпетентности.

 

Другие правительства ведут себя куда как более рационально. Мне приходилось встречать сообщения в интернете (заметим – не в нашей прессе) о весьма дальновидной политике Франции. Дело в том, что в то же время, когда проводится Всемирный Экономический Форум, весьма широко и разнообразно рекламируемый в нашей «свободной» прессе под торговой маркой «Давос», - именно в эти дни в бразильском штате Рио-Гранде, в его столице Порто Аллегре проходит Всемирный Социальный Форум, который сквозь зубы поминается как Анти-Давос. К слову, число участников Анти-Давоса исчисляется тысячами, а Франция, посылающая на Давос двух своих министров, столько же членов кабинета направляет и в край обворожительных мулаток.

 

И не только мулаток – оказывается, что в отдельно взятом штате Рио-Гранде уже в течение нескольких строится невиданный общественный строй, где, в частности, народные массы реально решают проблемы управления бюджетом. Дикая злоба, которую вызывает эта модель общественного устройства у местных олигархов и традиционно находящихся на их содержании высших чиновников, выражающаяся в настоящей травле и клевете, не помешала властям штата устойчиво побеждать на всех выборах. А теперь – и на национальных выборах. Ибо именно губернатор этого штата, что только один раз мельком мне удалось услышать в одной из телепередач, победил с гигантским отрывом на первом туре бразильских выборов (напомним, Бразилия не только мировая футбольная держава, но и десятая экономика в мире!).

 

А как нам представляют будущего руководителя Бразилии? Как неотесанного мужлана, только что выползшего из коровника и в силу непонятных особенностей бразильской души, прежде всего бессмысленной протестности бразильского электората (еще один вдохновляющий штамп наших средств массовой дезинформации), неожиданно выбившегося в национальные лидеры. А где же наши выдающиеся аналитики, готовые по поводу и без него петь осанну либо рыночному фундаментализму, либо чиновничьему тоталитаризму, зияющей высотой которого стал наш доморощенный социализм, либо тому и другому вместе.

 

Подозреваю, дело здесь в том, что Бразилия-2002 показывает нечто очень важное для России-2008. Наши назадсмотрящие, пытающиеся уходящее прошлое представить в качестве наступающего светлого будущего, зажмурив глаза, стараются не видеть реалий современного мира и уподобляются тем самым водителю, пытающемуся проскочить по узкому серпантину извилистой горной дороги, уставившись в зеркало заднего вида. Естественно, этот вид при небольшом усилии может доставлять удовольствие водителю, но пассажирам идущего под откос транспортного средства самое время задуматься о смене экипажа – просто во имя собственного спасения.

 

При этом, выбираясь из удушающих объятий содержанок рыночного фундаментализма, важно не попасть в железные руки бойцов чиновничьего тоталитаризма, истосковавшихся по абсолютной власти и еще раз готовых решить свои проблемы под прикрытием дымовой завесы «назад, к победе коммунизма». Вот уж воистину «не нужна родня такая, лучше буду сиротой».

 

Ведь что происходит на нашей крошечной планете, если посмотреть на нее из космического далека? Ускоряющийся процесс консолидации разрозненного, атомизированного, разидраемого противоречиями и погрязшего в самоуничтожении человечества в Единое Человечество, единственно способное к решению нарастающего комплекса глобальных и локальных проблем.

 

Содержанием процесса консолидации Единого Человечества является не менее интересный процесс соорганизации человеков, который и составляет суть всего происходящего на нашей Земле. Именно причуды соорганизации и питают мировую литературу, кино, телевидение. Именно они дают хлеб политикам, которые, как выясняется, зачастую поедают его не только зря, но и в значительно больших, чем нужно, количествах. Именно дефекты соорганизации проявляются войнами, терроризмом, голодом, эпидемиями и прочими проявлениями неэффективного использования земных богатств.

 

Собственно говоря, речь идет о достижении строгого соответствия, в предельном случае – гармонии, между технологиями и идеологиями, между инструментами и их осмыслением, между материальным и духовным. Такое соответствие ни разу не было достигнуто. Поясню свою мысль на весьма упрощенном, но показательном рассуждении.

 

Можно утверждать, что существуют три основные группы стимулов, которые влияют на поведение человека. При этом влияние это оказывается как непосредственно, через прямое действие стимула на человека, так и косвенное, через господствующую мораль, поддерживающую те или иные стимулы в качестве общественно приемлемых, нравственно санкционированных.

 

Первая группа стимулов базируется на прямом силовом принуждении человека к выполнению внешней воли. Инструментами стимулирования в этом случае являются как физическая угроза, что характерно для всех типов бандитского управления, от криминальных властителей до криминальных лидеров и авторитетов, так и угроза жизненно важным интересам человека, от административного лишения средств к существованию до лишения свободы. Частным случаем принуждающих систем являются системы административного управления, в которых воля начальника должна быть беспрекословно выполнена под угрозой наказания. В основе всех принуждающих систем лежит страх принуждаемого перед наказанием, неважно, физическим, моральным или социальным. Поэтому этот тип дисциплины можно назвать «дисциплиной палки», а опирающийся на него менеджмент – «прямым принуждением». На этом могучем основании насилия и угнетения расцветали пышным цветом и древнеегипетские деспотии, и средневековые феоды, и социалистические отечества.

 

Вторая группа стимулов относится к эксплуатации другого страха, страха перед голодом, который, как выясняется, является куда более удобным орудием, используя которое, в эпоху научно-технической революции можно добиться существенно большего, нежели просто приставив к виску пистолет. Угроза полного лишения средств к существованию оказалась куда более изощренной угрозой, что и предопределило победу в историческом масштабе механизмов косвенного понуждения над машинами прямого принуждения. Ибо угроза голода, искусно маскируемая либеральной демагогией о свободе, равенстве и братстве, возбуждала в человеке энергию как бы свободного труда, о чем и мечтать не могли идеологи неприкрытого насилия. Дисциплина голода, ставшая настоящей Землей Обетованной для рыночных фундаменталистов, породила новый тип социального менеджмента – манипулятивное «косвенное понуждение», продемонстрировавшее эффективность завуалированных, но при этом существенно более жестких и жестоких, методик воздействия на страх перед потерей средств к существованию.

 

Оба этих начала, флагман бюрократического тоталитаризма «прямое принуждение» и ударный авианосец рыночного фундаментализма «косвенное понуждение», апеллируют к страху человека и эксплуатируют, в конечном счете, самые низменные страсти, чувства и эмоции, разрушая собственно человечность и гуманность в обществе. Поэтому всякие разглагольствования о свободе и демократии в этих случаях столь же уместны, сколь и бредни о «гуманных» способах забоя животных на живодернях.

 

Более того, принципиальным условиям эффективности обращения к дисциплине палки и дисциплине голода является полная обездоленность так называемого народа по отношению к правящей элите. И коммунисты, и демократы свято соблюдают это непреложное правило, тем более что одним из самых точных определений демократии является следующее: демократия – это строй, при котором организованное меньшинство обирает неорганизованное большинство. И лучшим свидетельством этой общности для как бы противоположных типов общественного устройства является так называемая приватизация, жертвами которой стало абсолютное большинство наших сограждан. В ее процессе под лозунгами обретения свободы «из карманов сограждан» были изъяты все стабильные источники существования, которыми им компенсировалось отсутствие свободы при коммунистах. В результате произошло, выражаясь собачьим языком, следующее: цепь удлинили на метр, миску отодвинули на два, зато лай сколько хочешь! А сегодня уже и лай начинает надоедать хозяевам.

 

Разумеется, каждое общество достойно своего режима, и если бразильцы выбирают свободу и достаток, то мы упорно выбираем нищету и рабство. Поскольку обездоленный человек всегда нищий и раб, в одном случае – раб насилия и произвола, в другом – раб золотого тельца и того же произвола.

 

Другое дело, что этот выбор весьма недолговечен, и пружина народного гнева рано или поздно распрямится. И творцы грабительского капитализма вряд ли скроются на нашей крошечной планете, но это будет служить слабым утешением тем, кому придется разбирать завалы, нагроможденные на месте некогда могущественной, хоть и бестолковой державы. Поэтому лучше крепчать передним умом и обратить свое внимание на третью группу стимулов, которые опираются на дисциплину духа, дисциплину эманации божественной сути Человека, дисциплину его полного самоосуществления, можно объединить термином «духовное побуждение».

 

В самом деле, ни прямое принуждение, ни косвенное побуждение не в состоянии высвободить весь объем созидательной энергии, которой обладает каждый человек. Ни труд из-под палки, ни работа под угрозой лишиться жалованья как две разновидности «работы за страх» не могут сравниться по своей эффективности с работой «за совесть», работой, движителем которой является не внешние угрозы, а процесс высвобождения внутренней социальной энергии, процесс самореализации уникального индивида, процесс подвижничества во имя большой и значимой идеи.

 

Именно эти могучие силы были задействованы социализмом как на трудовом фронте, так и на фронтах военных действий. И причина здесь проста – в общественном сознании коммунисты очень точно обратились к дисциплине духа, хотя в своей практике, в силу недостаточной квалификации и компетентности, прибегли к самой примитивной методике, методике прямого принуждения. Именно этот разрыв между «словом и делом», между пропагандистской апелляцией в духовному потенциалу личности и практическим насилием над ней, и создает тот гносеологический тупик, из которого не могут выбраться как «демократы», так и «коммунисты». Ибо правы и те, и другие, одновременно все они не правы. Поскольку одни слепцы щупают слона за хобот, другие за хвост, и спорить о том, что есть слон, они будут бесконечно. Поскольку считают себя не просто зрячими, а самыми зрячими. Являясь, тем не менее, слепыми.

 

Этот феномен можно хорошо проиллюстрировать на следующем примере. Представим себе плоскость, координаты которой задаются, с одной стороны, дисциплиной палки, с другой – дисциплиной голода. И червей на ней, двух типов – ориентированных на прямое принуждение либо косвенное понуждение. И ребенка на этой плоскости, который долго ползал вместе с ними, иногда давя их, иногда давая им пищу, но все больше ощущающего, что он может встать на ноги и обрести третье измерение, наиболее притягательное для него – вертикаль, образуемую дисциплиной духа. Что может сказать червь про вертикаль? Ничего, она для него не существует. Даже если он выдающийся специалист по насилию или обману. У него, как у дальтоника, просто отсутствует это чувствилище.

 

Поэтому разговоры о духовности имеют весьма хлипкое содержание, но более чем значительную подоснову. Именно в духе человек реализует себя полностью и становится частью решения, а не частью проблемы для человечества. Именно поэтому все изощренные манипулятивные стратегии менеджмента в современном бизнесе обращаются к бесконечной сути Человека, которая не может быть затронута примитивными приказами и подачками. Именно поэтому у них ничего, по большому счету, не получается, поскольку, как говорил Брат, «не в деньгах сила, а в правде». И это, как ни странно, правда.

 

Вернемся к нашей классификации соорганизационных парадигм, история которых и составляет подлинную историю человечества. Это дисциплина палки, дисциплина голода и дисциплина духа. Вспомним, что они поддерживаются как технологиями, так и идеологиями. И именно эти комбинации задают реальное содержание того, что коммунисты называли общественно-экономическими формациями.

 

Ибо чем был рабовладельческий строй (разумеется, по преимуществу, в своей сути)? Комбинацией палочной технологии и палочной идеологии, которая понимала раба как говорящую вещь и полностью одобряла соответствующее с ним обращение. Понятно, что такое противное человеческой сути устройство общества не могло рассчитывать на вечное существование.

 

Ему на смену пришел феодализм. Он представлял собой переходный строй, при котором и в технологии, и в идеологии мы наблюдаем причудливую смесь и прямого насилия, и экономической «свободы» (свободы умереть от голода, что было просто откровением в сравнении со свободой просто умереть). Естественно, сия чудовищная комбинация слов и дел также исторически оказалась нежизнеспособной, и была заменена капитализмом.

 

Что же есть с нашей точки зрения капитализм? Весьма незамысловатое общественное устройство, при котором человек человеку волк, где свобода голодной смерти возведена в ранг официальной религии и где царит страх остаться без средств к существованию, поддерживаемый и технологически, и идеологически. Этот страх порождает тотальное насилие, ибо деньги становятся материальной силой, а сила есть – ума не надо. Что мы с удовольствием и наблюдаем сегодня на примере оплота свободного мира, Соединенных Линчующих Штатов, как весьма точно определил их в свое время Марк Твен.

 

Мало того, рабство перед золотым теленком деформирует человеческую природу и умножает скорби человеческие, поскольку денежные богатства распределяются в обратной пропорции к духовным и человеческим качествам, являющимся наиболее ценными с точки зрения Человечества в целом, но явно презираемым отдельными человеками, в которых звериное начало явно преобладает. Соответственно и в обществе утверждаются «ценности», не имеющие никакой общественной ценности, более того – отвратительные по своей сути. И появление на этой почве мощного движения протеста, заклейменного в качестве «антиглобализма», явление не только закономерное, но и глубоко показательное – с точки зрения предвестия конца для мира экономического насилия.

 

К сожалению, этим концом не стал социалистический эксперимент, хотя именно в этом и заключались чаяния по отношению к нему со стороны духовных лидеров человечества. Провозгласив, повторяю, в области идеологии реальную свободу человека от наиболее ненавистного рабства перед денежным мешком и на самом деле освободив человека от этого отвратительного рабства, отцы-основатели социализма впали в другую мерзость, вернувшись к самым диким методам общественного управления, свойственных самым примитивным общественным организмам. Но потенциал надежды на реальное освобождение оказался столь значительным, что потребовались десятилетия для крушения социалистической модели.

 

Ее могильщики провозгласили «Полный назад!» и бросились обогащаться. Это в общем-то безобидное занятие привело сегодня к тому, что мы, поднявшись в технологии (все-таки косвенное понуждение, признаемся, получше прямого принуждения), резко сдали назад в общественной идеологии. Что невозможно, ибо, вкусив чистой воды общественных идеалов, трудно прийти в восторг от вонючей жижи меркантилизма и ограбления ближнего. Поэтому грядущее России можно предсказывать безо всяких опасений и астрологических заморочек: Бразилия-2002 является идеальным исходом для России-2008.

 

Вопрос лишь в том, что же придет на смену бюрократическому тоталитаризму и рыночному фундаментализму как доисторическим недоцивилизованным формациям, построенным на насилии и страхе и посему обреченным на оставление исторической сцены.

 

Сегодня основные черты новой цивилизации, первого цивилизованного строя в истории человечества, который можно назвать «Цивилизацией Духа», уже очевидны и в полной мере соответствуют главным критериям цивилизационного преимущества, а именно:

*      социально-экономической эффективности;

*      технологической конкурентоспособности;

*      трансформационности (как оппозиции революционности и эволюционности).

 

Очень коротко эту совокупность характеристик Цивилизации Духа можно определить следующим образом:

  1. Экономические основания свободы каждого без исключения человека:
    1. собственность потребителя на средства производства;
    2. собственность человека на природные ресурсы;
    3. собственность гражданина на активы государства. При этом собственность во всех трех случаях понимается не как общенародная, что является синонимом беззаконной собственности чиновника, а как универсально-частная, конкретно принадлежащая конкретному человеку.
  2. Управление сменой одновременно всего комплекса влияющих на социально-экономическую эффективность Человечества технологий за счет, по прямому поручению и в интересах ассоциированного (соорганизованного) потребителя.
  3. Прямое, обеспеченное соответствующими инфраструктурными возможностями, взаимодействие потребителя и производителя всех типов товаров, участий (в том числе социально-политических) и услуг, опирающееся на интернет-революцию и утверждающее систему базовых институтов Интернет-Экономики «от Потребителя».
  4. Появление принципиально новых денег, именуемых мною «совершенными товарными деньгами» и порождаемых инструментами собственности потребителя на средства производства.
  5. Подчиненность деятельности всех общественных институтов единственной задаче – созданию условий для полного самоосуществления (самопознания, саморазвития и самореализации) каждого гражданина.

 

Цивилизация Духа, как и дембель в Советской Армии, неизбежны «как Мировая Революция». Поэтому, чем быть охвостьем входящего в последнюю, клиническую, стадию маразма рыночного фундаментализма и быть в зоне риска очередного изнасилования бюрократическим тоталитаризмом, наше многострадальное Отечество должно бы позаботиться о захвате мирового лидерства в наиболее перспективном историческом процессе, процессе цивилизационной трансформации Человечества. Этот процесс и Богоугоден, и весьма доходен, и как будто специально придуман для нас. Поскольку именно пленники социалистического лагеря одновременно с насилием получили и наслаждение привкусом свободы, недоступной для всего остального Человечества. Им и вести своих сотоварищей к торжеству реальной свободы, основанной на реальной, экономически и организационно обеспечиваемой независимости каждого из нас и от чиновника, и от денежного мешка, и от завистливого соседа. А подлинно свободный человек все остальное сделает сам, ибо есть в нем Искра Божия, а из нее непременно возгорится Пламя самопожертвования каждого на благо Единого Человечества, при этом самопожертвование не есть синоним самоуничтожения, а есть синоним Подлинного Самоосуществления как Самопознания, Саморазвития и Самореализации Личности.

 

Это и есть Национальная Идея для России – осветить своей Духовностью путь темному человечеству к Царству Божию на Земле. Но Духовностью не в замшело клерикальном смысле, а в смысле практических мотивов практического поведения человеков, поведения, поддержка которого через централизацию глобального управления соответствующими инструментами (совершенными товарными деньгами, титулами собственности потребителя на средства производства, венчурным потенциалом соорганизованного потребителя и т.п.) может стать куда более выгодным для страны занятием, нежели бездарное проституирование на сырьевом рынке.

 

У нас все есть для «снятия сливок» (выражаясь обезьяним языком рыночных фундаменталистов, но куда от них деться: с волками жить – по-волчьи выть) с цивилизационного рынка. Нам не надо бояться его потерять, ибо нынешние антиглобалисты располагают пламенными чувствами ненависти к капитализму, но не представляют, чем его заменить. Конструктивная программа есть в России, и наш долг – выполнить свою Миссию и обрести принадлежащее нам по праву мировое лидерство, надежду на которое потеряли «коммунисты» и усиленно топчут сегодня «демократы». Тем более что для этого не нужны ни революции, ни перевороты. Нужно просто прислушаться к рекомендации более чем уместного анекдота: «Подумайте, товарищ прапорщик!»

Hosted by uCoz